группа "Капитошка"
Консультации для родителейСоциализация ребёнка через работу с родителями.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного» (Из Концепции дошкольного воспитания) Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать, никак не стоит. Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. Анализ поведения малышей дома должен дополняться анализом его поведения в группе, поведения в коллективе. Воспитателю непросто корректировать манеру поведения ребенка, не зная особенностей его домашней жизни. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем. Однако на практике не все родители в должной мере осознают значимость общения с ребенком, поэтому зачастую они, гораздо больше времени отдают общению друг с другом, с друзьями и знакомыми, чем со своим ребенком. Такое положение можно объяснить занятостью взрослых, внедрением в нашу жизнь телевидения и компьютера, иными объективными причинами, но для ребенка вредные последствия родительской депривации от таких объяснений не уменьшаются. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы. Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике. Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Сегодня я хочу поделиться опытом моей работы с родителями, которая реализует потребности родителей и способствует полному взаимодействию семьи с ДОУ, где каждый родитель может прожить с ребёнком его жизнь в детском саду. Cвою работу с родителями я разделяю на три ветви: 1. Индивидуальная форма работы; 2. Коллективная форма работы; 3. Привлечение родителей в различную досуговую деятельность. Итак, начнем с первой ветви: 1. Воспитатель любой возрастной группы, осуществляя решение задач, предусмотренных программой, обязан изучить каждого ребенка: каковы его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; как он относиться к более младшим детям; как играет и трудится, что умеет делать и чего не умеет; чем он интересуется; активен ли в нравственном и умственном отношении или пассивен и т.д. Однако данные наблюдения за воспитанником лишь в условиях детского сада и даже бесед с родителями никогда не будут действительно верными, точными и глубокими, если педагог не знает его семью. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями, консультации для родителей; Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Необходимо продумать, какие вопросы зададите родителям, сообщаете тему и просите их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Собираясь проводить индивидуальную беседу с родителями, необходимо наметить план предварительной подготовки родителей к предстоящей беседе, обязательно нужно соблюдать педагогический такт в разговоре с ними. Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факторы поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии. Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей. Необходимо тактично указать на ошибки. Желательно давать только обоснованные советы. Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с ДОУ. Чтобы ответить на их интересующие вопросы, организуются консультации по той или иной теме, вот эта еще одна индивидуальная форма работы с родителями, которую я обязательно применяю в работе с родителями. Консультации близки по характеру к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, я стремлюсь дать квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа предусматривает диалог. Консультации бывают плановые и внеплановые, групповые и индивидуальные. Их цель – помогать, ближе узнать жизнь семьи, оказать помощь там, где она больше всего нужна – с одной стороны, с другой – побуждает родителей серьезно присмотреться к своим детям, выявить черты их характера, задуматься над тем, какими методами их лучше всего воспитывать А главное, матери и отцы убеждаются в том, что в ДОУ они всегда найдут поддержку и совет. Ещё одна из эффективных индивидуальных форм работы с родителями это брошюрки и памятки, разработанные и подготовленные для родителей. Есть такие родители, у которых нет времени на посещение собрании и консультаций. Им выдаю памятку в соответствии с темой собрания, родитель изучив памятку дома может прейдя в детский задать все интересующие его вопросы. 2. Ну, вот мы и дошли ко второй ветви, которая применяется в моей работе с родителями – это коллективная форма работы. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Я считаю, что групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого стараюсь уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению многих, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендую применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Думаю, что если я буду читать текст, не отрываясь, то у родителей будет складываться впечатление, что я некомпетентна в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях я подключаю специалистов детского сада (медсестра, педагог - психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь, логопед и др.). Собрание готовлю заранее, объявление вывешиваю за 3—5 дней. Тему рекомендую формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении стараюсь поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию мы с ребятами подготовили приглашения в виде фартука и веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Обратите внимание на экран здесь представлены еще некоторые образцы пригласительных. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. 3. Ну, вот мы и дошли к третьей ветви мое формы работы с родителями – это привлечение родителей в различные виды досуговой деятельности. Отношу эту форму работы, к нетрадиционной формы общения с родителями. Из своего опыта хочется отметить, что в настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей как раз и пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. По данной форме работы мною был разработан проект «Капелька счастья» с целью проекта вы может ознакомиться на экране. В проект были включены различные конкретные мероприятия, которым были отведены определённые сроки реализации, данные мероприятия, повторюсь еще раз, способствовали полному взаимодействию семьи с ДОУ, где каждый родитель смог узнать и прожить вместе с ребёнком его жизнь в ДОУ. Были организованы конкурсы детского творчества такие, как «Красавица Осень», «Зимушка – Зима» и т. д. Оформление папок – передвижек и стен – газет, где дети без помощи родителей не смогли обойтись. Были организованны и проведены праздники, в котором каждый ребёнок и родитель смог проявить свою фантазию и способность в изготовлении праздничного костюма. Спортивная Зимняя Олимпиада и семейный физкультурный досуг, «Праздник мам», « Масленица» где вся семья получила много положительных эмоций , где родители смогли проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Традицией группы стало проведение акций доброты таких как: «Покормите птиц зимой» - где дети совместно с родителями изготавливают кормушки для птиц и приносят корм для них; «Наши пенсионеры» где бабушки рассказали о своих подвигах достижениях, и научили детей очень многому полезному и доброму. С большим удовольствие сами родители делятся с детьми своим опытом, проводя «Мастер классы» этим самым отдают частичку себя. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. Со стороны родителей мне была проявлена помощь в облагораживании и благоустройстве детского участка, где принял участие каждый родитель и ребёнок, сделав из участка настоящую детскую сказку, в следствии чего был разработан проект «Летнее Чудо» по данному направлению и он занял третье место по району в методических разработках, чем родители и дети были очень довольны. В течении реализации проекта мною была дважды проведена диагностика, и по результатом итоговой диагностики, могу с полной уверенностью сказать, что мой проект был полностью реализован, родители прониклись жизнью ребёнка в ДОУ, стали не наблюдателями а участниками его детской жизни. А еще хочу отметить с гордостью, что многие ребята и их родители стали более активно участвовать в конкурсах различных вне ДОУ, чем я и горжусь, понимая то, что родителям интересно, чем занимается и чего достигает его ребёнок. И в заключении своего выступления хочу сказать: формы работы с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и готовится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких. Спасибо за внимание! 25 сентября 2016 в 19:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.